• advertisement_alt
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt
TRAMS

С началом Рождественского поста

12 сообщений в этой теме

О Рождественском посте

Об истории установления поста и его значении

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже в V–VI веках его упоминают многие церковные западные писатели. Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — больше. Как писал профессор Московской Духовной академии И. Д. Мансветов, "намек на эту неодинаковую продолжительность содержится и в самих древних Типиках, где пост Рождественский разделяется на два периода: до 6 декабря — более снисходительный в отношении воздержания... и другой — от 6 декабря до самого праздника" (Указ. соч. С. 71).

Рождественский пост начинается 15 ноября (в XX–XXI веках — 28 ноября по новому стилю) и продолжается до 25 декабря (в XX–XXI веках — 7 января по новому стилю), длится сорок дней и потому именуется в Типиконе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост иногда называют Филипповым.

По словам блж. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи — Ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от не приличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский (Петров) пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 24 декабря (старого стиля, т. е. — в XX–XXI веках — со 2 по 6 января нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим». Иными словами, главное в посте — не качество пищи, а борьба со страстями.

С ПРАЗДНИКОМ!

Изменено пользователем TRAMS
0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То есть, пост телесный без духовного - это просто диета

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

это так.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не смогу...Ни духовно..ни телесно... *20* Каюсь...

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не смогу...Ни духовно..ни телесно... *20* Каюсь...

А тут еще многими любмый праздник "Новый Год" с последующими выходными *39*

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можно на Старый Новый оторваться...

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Многие (очень многие) часто понимают пост, прежде всего, как телесный (садятся на рекомендованную Церковью диету и даже воздерживаются от сексуальных отношений - ну приям геройство!), но при этом продолжают греховный путь (злорадствуют чужому горю, завидуют счастью других не доброй завистью, злословят и богохульничают, проклинают своих недругов, желая им несчастий). Не понимаю и не могу понять этих людей, в миру называющих себя верующими, по сути искажающих саму суть "очищения от грехов" и не только во время поста. То, что "воздерживаются", не грех, грех в том, что при таком понимании поста называют себя верующими. Истинно верующих людей гораздо меньше, чем постящихся.

Вместе с тем отношусь с уважением к тем, кто просто искренне пытается приобщиться к воздержанию во время поста, ну, хотябы, воздержанию в еде, не говоря при этом на каждом шагу, что "постится". В конечном итоге, вреда от этого не будет никому, а польза прибудет всем.

К сожалению не могу найти в себе силы примкнуть и соблюдать пост. Как мы порой воспринимаем эти "ограничения". Вот я отказался от вкусной пищи на званном ужине, потому что "нельзя", отказался от желаемой близости с женищиной, тоже потому, что "нельзя". При этом сама по себе возникает мысль: "как этот пост не вовремя, но я же должен как-то соблюдать". Сама эта мысль уже греховна. Воздержание - не ради воздержания, не потому, что пост "не велит". Потому, что все это мешает самому главному. Не возможно прийти к молитве и истинному покаянию без смирения души и плоти своей. Нет покаяния и молитвы - нет и поста.

Григорий, спасибо, что регулярно напоминаешь, разъясняешь - в миру это делать не так уж и просто...

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То, что "воздерживаются", не грех, грех в том, что при таком понимании поста называют себя верующими. Истинно верующих людей гораздо меньше, чем постящихся.

Григорий, спасибо, что регулярно напоминаешь, разъясняешь - в миру это делать не так уж и просто...

И Вам, Александр Арсеньевич, тоже.

Одно даже стремление к соблюдению поста - уже для кого-то подвиг. Не будем же слишком критичны в своих суждениях о наших близких. А начать можно и с диеты, с чего-то надо начинать. Все начинают по-разному, кто-то с чтения духовной литературы, то-то просто с внутреннего покаяния... Само стремление, повторюсь, уже ПУТЬ.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр А.М. +1

Только вот судить о том, кто как верует гораздо проще, чем веровать самому.

"... все до едино во грехе, нет праведного ни одного", "... праведник едва спасется", если я правильно помню Евангелие.

Все складывается из крупинок, каждый день надо работать над собой. Сегодня отказал себе с скоромной пище, завтра промолчал, когда хотел кого то обругать, после завтра помог кому то бескорыстно, все складывается в одно целое. Самое главное - каждый день борьба с самим собой, со своим ХОЧУ. Пост - это один из способов побороться с собой (причем не самый сложный).

А истинно верующими разом не становятся - это длинный и не простой путь.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А начало поста - это разве праздник?

По мне, так праздник - это окончание поста.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А начало поста - это разве праздник?

По мне, так праздник - это окончание поста.

Праздник не праздник, но этого дня как то ждешь. Уже не помню сколько лет пытаюсь соблюдать пост *16* (около 10), но всегда хочется начать поститься, не знаю почему *18*. Соблазнов конечно много. Вот приедешь в Чижково, а там Игорь А. со своими шашлыками недожаренными *1* *21* . А если серьезно, настолько привык, что на непостный стол просто автоматически не обращаю внимание. *21*

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В предверии поста и в продолжении его действительно испытываешь радость. И каждый раз сожалеешь об окончании.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.