Sign in to follow this  
Followers 0
Влад2

"Паровоз"

6 posts in this topic

"Паровоз" - это тандем из двух чертиков и мормышек.

Для начала определимся, что же такое «паровоз»? Часто говорят, что «паровоз» тандем из двух «чертиков». Это действительно самый распространенный вариант. Однако мне кажется, что понятие «паровоз» намного шире. К нему можно отнести всевозможные комбинации из нескольких приманок, привязанных друг задругам: «чертик»-«чертик», «чертик»-мормышка, мормышка-мормышка и тому подобные тандемы. Я остановлюсь на самых распространенных и универсальных «паровозах».

Первопричина уловистости «паровоза» заключается в том, что в работе находятся одновременно несколько приманок. Это, без сомнения, как-то влияет на рыбу. Более-менее точный ответ могли бы дать серьезные научные исследования, а я попробую выделить несколько факторов, которые, на мой взгляд, делают «паровоз» привлекательным. Назову основные из них.

Достоинства:

Воздействие на хищнические инстинкты рыбы «один убегает, другой догоняет». Тем более что хищнические наклонности и «дух соперничества» свойственны самым мирным рыбам.

Можно облавливать сразу несколько водных горизонтов. Считают, что в этом и есть истинное предназначение «паровоза». В некоторых регионах используют три и более приманки, привязывая их на большом (1-1,5 м) расстоянии друг от друга. Определенный смысл в этом есть, особенно на водоемах, где рыба (преимущественно окунь) часто кормится в толще воды. В Подмосковье я с таким встречался нечасто, в основном по самому последнему льду,

Возможность одновременного использования разных по виду («чертик», мормышка и т.п.) и размеру приманок, В этом случае мы предоставляем рыбе возможность выбрать кормовой объект, к тому же более крупная приманка может играть роль раздражителя, провоцируя поклевку на более «вкусную» мелочь.

Специфическое изменение игры приманок. Находясь в одной связке, приманки воздействуют друг на друга, меняя собственную игру. Это очень важно, поскольку игра приманок в процессе безмотыльной ловли имеет огромное значение. Не менее важно и расстояние между приманками, которое влияет на их игру. В моем варианте оно составляет около 20-25 см. После некоторых экспериментов я пришел к выводу, что с увеличением расстояния количество поклевок несколько снижается. При дальнейшем увеличении расстояния поклевок становится еще меньше, но не критически. А при уменьшении расстояния между приманками, особенно меньше 10 см, поклевки практически прекращаются возможно, влияние приманок друг на друга становится слишком сильным, что полностью сбивает их игру. Здесь есть много нюансов: масса приманок, их расположение на леске (какая из них выше, а какая ниже), толщина лески и даже манера игры рыболова. Все может иыет( значение, поэтому дать какие то универсальные рекоменда ции невозможно. Все определяется на практике и опытнык путем.

Банальное любопытство свойственное рыбам. Такая вещь, как «паровоз», не может не привлечь внимание рыбы. Вспоминаю характерный случай. Ловил я тогда на Рузское водохранилище, в Акатове. Дело было в понедельник, и я решил посвятить выезд хождению по «старым» лункам с «паровозом». Нижней приманкой в «паровозе» был достаточнс крупный «чертик» с бисером а верхней средняя мормышка с желтой коронкой и кусочком черной «микропорки» не крючке. На одной из лунок поклевок сначала не было. Не примерно на десятой проводке, во время стандартной ее задержки в самой верхней точке, произошла поклевка. Кивок еле заметно вздрогнул, и после подсечки я ощутил, что рыба попалась немелкая. Борьба была напряженной, и, лишь вытащив рыбу на лед, я понял почему. Лещ больше 1 кг был подбагрен «чертиком» под грудные плавники. Посчитав это случайностью, я продолжил облавливать лунку, и через несколько проводок ситуация повторилась. Верхняя точка проводки, пауза и еле видное вздрагивание кивка. Только сопротивление в этот раз было заметно сильнее. Подвел рыбу к лунке и увидел в ней здоровенного леща, подбагренного под грудные плавники. У самой лунки он дал мне настоящий бой и сошел, оборвав леску. Мне кажется, дело было так. Леща явно заинтересовали приманки, и менее крупную из чистого любопытства он попытался исследовать. Слегка коснулся ее ртом и оказался подбагрен. Подобное случается постоянно. Ничем, кроме рыбьего любопытства, я это объяснить не могу,

Скорее всего, на рыбу действуют все факторы вместе: одни сильнее, другие слабее в зависимости от конкретной ситуации

Недостатки:

В рыбалке не бывает идеальных приманок и оснасток. У «паровоза" тоже есть очень большой недостаток-зацепы верхней приманкой за лед, Рыболовы выработали некоторые приемы, позволяющие отчасти ее решать.

Уменьшить количество крючков, заменив верхний «чертик» на мормышку. Число зацепов сразу идет на убыль.

Аккуратно заводить рыбу в лунку. Правда, этот способ работает только по относительно тонкому льду, когда приманку можно контролировать визуально.

Вместо верхней приманки использовать обычный крючок с бисеринкой, кембриками или с подобием мушки. Я называю такую приманку «обманкой». Она свободно бегает по леске и висит жалом вниз, что исключает зацепы о лед.

Можно закрепить верхнюю приманку на леске резиновыми стопорами. Благодаря им приманка с усилием передвигается по леске и не всегда удается легко подобрать нужные стопоры, возникает визуальное увеличение и «огрубление» верхней приманки и получается не слишком внятная подсечка. Я этот способ не использую, но предполагаю, что решение проблемы зацепов может быть найдено именно в этом направлении.

Состав «паровоза»

« Чертик» плюс «чертик» самая известная и популярная комбинация. На нее превосходно клюют плотва, лещь, окунь, иногда судак. По количеству поклевок она превосходит все известные мне «безмотылки». А «паровоз» из двух маленьких «чертиков» на леске диаметром 0,1 мм мой товарищ называет «браконьерским» за его способность соблазнить рыбу в самый бесклевый день. Однако зацепистость за лед у двух «чертиков» максимальная. Именно поэтому я ловлю на него реже, чем он того заслуживает. Все «паровозы» можно условно разделить на три типа по массе, размеру приманок и их расположению на леске: верхняя меньше и легче, чем нижняя: верхняя и нижняя одного размера: верхняя больше и тяжелее, чем нижняя. Поскольку при игре приманки взаимодействуют друг с другом, она у этих «паровозов» отличается. Необходимо пробовать разные сочетания. Комбинация «чертик»-«чертик» универсальная. На нее рыба клюет в любых сочетаниях, нужно только подобрать игру.

« Чертик» плюс мормышка классическое сочетание.

Для меня оно является основным. По общему количеству поклевок оно уступает паре «чертик»-«чертик», но превосходит ее по реализации поклевок благодаря меньшей зацепистости за лед. Чаще всего выше я ставлю мелкую мормышку, а ниже более крупного «чертика». На мормышке желательна какая-либо подсадка. Я обычно использую одну бисеринку(белую,черную, желтую). При установке двух бисеринок придерживаюсь принципа контрастности светлая с темной. Например, белая с черной или белая с оранжевой. Еще одна моя любимая подсадка-черная микропористая резина. На нее ловится любая рыба. Здесь я также придерживаюсь принципа контрастности, дополняя резиной мормышки с блестящей металлической коронкой.

Можно использовать и другие подсадки, например кембрики, шарики пенопласта и тому подобное, но особого преимущества по сравнению с тем же бисером я пока не заметил. Все это касается только «паровоза».

Верхнюю мормышку я обычно выбираю шарообразной или близкой к ней формы. Чаще всего это дробинка с достаточно большим крючком. Мормышка с коронкой должна быть компактной, но необязательно шарообразной. Комбинация из мормышки и «чертика» одного размера себя не оправдала, по крайней мере в моей практике. Увеличения поклевок я не заметил, скорее наоборот. То же самое касается варианта, когда верхняя мормышка крупнее «чертика».

« Чертик» плюс обманка.

Здесь открывается широчайшее поле для экспериментов. Можно или собрать на крючке некое подобие нахлыстовой нимфы, или просто надеть на него пару бисеринок, Обманку креплю свободно между двумя бисеринками, поэтому она немного бегает по леске, что придает игре новые краски. На леску надеваю две прозрачные бисеринки, а между ними -жалом вниз крючок с обманкой. Бисеринки креплю, продевая несколько раз через них леску до тех пор, пока они не перестанут скользить по ней. Обычно через верхнюю бисеринку бывает достаточно продеть леску два-три раза, а через нижнюю, несущую основную нагрузку при вываживании, шесть-семь раз. Установка крючка жалом вниз позволяет уменьшить зацепы за лед. Количество холостых поклевок, конечно, возрастает, но жадный окунь, аккуратные подлещики и плотва попадаются.

Мормышка плюс мормышка.

Это самый старый вариант «паровоза», Он вполне рабочий, хотя и проигрывает комбинации с «чертиком», поэтому я ловлю на него нечасто. У меня это, как правило, две мелкие мормышки на леске не толще 0,1 мм. Иногда «чертик» в «паровозе» работает плохо; на крупный не клюет, а на мелкий бывает много сходов, Тут-то и может выручить пара небольших мормышек.

Есть еще одна очень интересная пара, которой сложно дать определение, тем не менее я отношу ее к «паровозам». Это мелкий «чертик» и свинцовое грузило. Бывает, что рыба игнорирует любые приманки, кроме небольшого «чертика». Если такое происходит на больших глубинах, возникает проблема доставки приманки и придания ей хоть какой-то игры. Выручает дробинка, которую я закрепляю на 2025 см выше «чертика». Подобная оснастка выручала меня не только зимой, но и по открытой воде (в ветреную погоду) при ловле с боковым кивком. Рыба часто атакует именно грузило, а не «чертика». Видно, не зря говорят бывалые спиннингисты, что, если с блесны снять крючки, поклевок становится намного больше. «Паровоз» возможен и в других сочетаниях: «коза» плюс «коза», «ведьма» плюс мормышка и так далее, но это скорее экзотика.

Техника игры

Игра «паровозом» не слишком отличается от проводки обычного «чертика». И там и здесь базовым принципом является смена темпов игры: с быстрого на медленный и наоборот. Но варианты проводки могут быть разными. Классическую быструю «трясучку» сменяет медленная, плавная или простой подъем без колебаний. В большинстве случаев этого вполне достаточно, однако доля плавных размеренных колебаний должна быть заметно больше. Впрочем, многие и при ловле на одного «чертика» обходятся такой игрой. Обычно через три-пять проводок я меняю игру на противоположную и нахожу это очень эффективным. Есть, конечно, варианты игры, которые хорошо работают именно с «паровозом», прежде всего, плавный подъем без колебаний. Обычно я делаю так: опускаю обе приманки на дно, после чего начинаю плавный подъем. Чаще поклевка происходит в момент отрыва нижней приманки ото дна. Рекомендую все варианты игры «паровоза» начинать, опустив на дно обе приманки.

В большинстве случаев это увеличивает число поклевок. Эффективно работает так называемая «пила», В одной из статей, характеризуя игру «чертиком», я описал ее так «Представьте себе большую пилу, стоящую вертикально над лункой, У этой пилы огромные зубья длиной 20 см, которые вы обводите своим кивком. Игра весьма интересная, хотя и не слишком распространенная». Игра «паровозом» практически такая же. Как правило, в одни дни лучше клюет на верхнюю, в другие на нижнюю приманку. Тут рыболовам из нашей компании установить какую-то зависимость не удалось.

Снасть

Удильник для «паровоза» обязательно должен иметь мотовильце. Оснастку с несколькими приманками на леске намного удобнее расположить именно на нем. Я использую удильники двух типов. Первый мой любимый,универсальный «Сайвер»; второй самый обыкновенный, без катушки.

удильникиПодойдет и обычная «кобылка»,

Предпочитаю пластиковые кивки. Но именно в «паровозе» мне кажется вполне оправданным применение кивков из металла. Общая масса приманок в «паровозе» может быть весьма значительной, и металлу здесь мало альтернатив. Пластик использую в легких «паровозах». Чаще всего ловлю кивками длиной 10-15 см. Многие успешно ловят более длинными, все зависит от привычки и стиля игры рыболова. Я, например,успешно ловил недлинным кивком, который в неогруженном состоянии заметно «смотрел» вниз, а многие ловят с длинными, загнутыми вверх кивками.

Огромный плюс «паровоза» возможность использовать более толстую леску, так как пара приманок тяжелее одной. На рыбалке часто складываются ситуации, когда необходимо применение более толстой лески. Поэтому на «паровозы» я смело ставлю леску 0,14-0,18 мм, а иногда и толще. Главное чтобы приманки ее вытягивали и получалась игра.

Сфера применения

Из особенностей «паровоза» вытекает область его применения, Прежде всего, его стоит использовать на больших водоемах и на глубинах более 3 м. Здесь ему мало конкурентов, особенно при ловле подлещика и окуня. Очень удобен «паровоз» при ловле в старых лунках, где можно рассчитывать на поимку самой разной рыбы, в том числе и хищника, а универсальное сочетание крупный «чертик» плюс мелкая приманка приходится очень кстати. И, конечно, хорош он для ловли на течении или на больших глубинах.

Здесь «паровоз» является единственным рабочим вариантом. На мелководье все не столь однозначно, но и там две небольшие приманки на тонкой леске выручали не раз. В безмотыльной ловле вполне можно было бы ограничиться «паровозами» и добиваться успеха. Но, наверное, в силу своего характера я не могу долго ловить даже на самую уловистую снасть. «Безмотылка» прекрасна многообразием, и не хочется загонять себя в какие-то рамки. Поэтому сейчас «паровозом» ловлю не так много, как раньше. Он из разряда «абсолютного фаворита» перешел в разряд «равного среди равных» и находит постоянную прописку в моем рыболовном ящике.

ppQWCH5NrNw.jpgleuv9ohE-hI.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый день Всем! Хорошая статья все правильно написано, тоже частенько ловлю на поровоз из двух чертиков, расстояние между приманкам делаю 40-45см.И еще надеваю на леску между приманкам две мелкие белые бусины, вроде как привлекает рыбу и поклевок происходит побольше, а с расстоянием межу приманок надо будет попробовать поэкспериментировать.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

имхо:

если преплогается ловить крупную рыбу, то про паровоз из двух чертей лучше забыть.

И еще надеваю на леску между приманкам две мелкие белые бусины, вроде как привлекает рыбу и поклевок происходит побольше,

рыба атакует бусинки, и багрится под нижнюю губу лучше *16*

зы: почему раздел "про черти " находится в теме "ужение мирной рыбы"?)))

на черта ловится всё *11* ,и очень бы хотелось что бы не клевала щука))))

Edited by LAS
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Однажды попробовав, забыл навсегда !!! Зацепов за кромку льда много, слил богатое кол-во лесчей :(

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Однажды попробовав, забыл навсегда !!! Зацепов за кромку льда много, слил богатое кол-во лесчей :(

я тоже..теперь только на одну

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Незнаю незнаю... мне наоборот паровоз нравится если на мотыля когда сверху мелкая не намертво приделанная мормышка а см 10 ниже кошеглазик зеленый либо гвоздешарик.. почти все поклевки идут именно на верхнюю мормышку... минус конструкции после 5-7 поклевок перевязываешь т.к. при жестком креплении верхняя мормышка просто не закрепляется для подсечки не предусматривающей цепляния за лед (надо просто взять круглую мелкую мормышку крючком вниз пропустить сквозь сквозное отверстие леску сделать узел с двумя перехлестами лески и тогда мормышка развернется и встанет под углом 90% к леске острием крючка вверх впрочем можно подрегулировать )..

По безмотылке использую восновном мормышки типа нимфа, банан или каблучек с подсадкой небольшого кусочка поролона...

пример монтажа паровоза:

post-12082-1415218809_thumb.jpg

по мне вроде так..

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
You are commenting as a guest. If you have an account, please sign in.
Reply to this topic...

×   You have pasted content with formatting.   Remove formatting

  Only 75 emoticons maximum are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.