Sign in to follow this  
Followers 0
fzs600

Приполярный Урал. Река Народа - Северная Сосьва

88 posts in this topic

Предистория этого путешествия началась в прошлом году, когда пропутешествовав по Северной Сосьве и ее притокам полтора месяца было принято решение осуществить выход на эту замечательную реку через один из ее горных притоков.

После подробного анализа оставалось два варианта полностью удовлетворяющие поставленным требованиям:

1. Незасиженность реки

2. Заброска через Инту

3. Длинный горный участок

4. Выход на Ляпин с последующим выходом в С.Сосьву

В итоге, двумя вариантами остались река Хулга и Народа.

После общения с путешественниками и забросчиком Хулга была откинута, так, как выход в ее верховья с заброской через Урал был невозможен из-за полной мелководности притока Хаймадью (может ошибся, а в карты смотреть лень)

В итоге был оставлен вариант Народы и нитка маршрута выглядела следующим образом:

Инта- стойбище оленеводов на реке Народа (отметка 646 метров), -река Народа, выход в Манью, проход по Манье до Хулги, - река Ляпин, река Северная Сосьва с финишом в поселке Игрим.

Сбор информации по Народе принес радостные новости - информации в инете крайне мало, заброска только вертушкой или вахтовкой в верховья. Найденные фотографии так же вносили радостное ожидание безмятежного сплава на катамаранах. Топокарты показывали только четыре порога и длинный отвесный каньон с возможностями проводки по берегу.

Пороги особо не пугали, так, как время путешествия приходилось на малую воду и по логическому разумению они должны были быть проходимы даже неподготовленным школьникам из колледжа Лос Анджелеса.

Единственную нотку беспокойства вносило описание Народы найденное на "Скитальце", где река была отнесена к 4 категории. Однако, в данном случае речь шла о подъеме по Народе вверх по течению с последующей пешкой через Урал.

Состав группы:

Возраст 14-55 лет. Количество - 10 человек.

Города: Одесса (4 чел)-Москва (4 чел)-Нижний Новгород (2 чел).

Опыт сплавов: 1 участник - 35 лет в туризме, много 5 и 6 категории сплавов на Алтае и в Саянах, горной пешки, в прошлом инструктор по туризму.

Я - река Мзымта, трешка в Турции.

Пара Одесситов - сплав на рафтах с инструкторами по Южному Бугу. (Позиционируется как трешка, на самом деле 0 с несколькими легкими порожками).

Основное снаряжение:

Катамаран Турист-4 (Уралэкспдиция). заводской тюнинг в виде усиленного вторым слоем днища по ватерлинию, подкаяченной кормы и мягкой палубы для шмурдяка.

Длина ката 5 метров, баллоны 60 см.

Катамаран Иркут-4 в стоковом варианте.

Моторы - Хонда пятерка с генератором, и Ямаха пятерка двухтактная.

Короче как оказалось в дальнейшем самое то для такого сплава....

Старт:

Волею судеб и гонимые желанием в означенный срок, как ни странно все оказались на Ярославском вокзале в точно обозначенный срок.

Проведенный завес багажа показал неутешительную цифру в 680 кг, которая включала в себя 25 литров водки и двухнедельный запас провизии.

После проведенного на месте разбора полетов провинившиеся в перегрузе участники (20-25 кг на нос) согласились в крайнем случае оставить лишнее и дорогое сердцу имущество на берегах Народы.

a89e6ca103b8.jpg

Поездка в поезде оказалась прогнозируемой, - поезд отправлялся вечером и на следующее утро кто то позавтракал черным Волкером, кто чаем, или шампанским.

Однако в Инту все приехали в бодром и превосходном настроении.

Самый надежный и востребованный забросчик по Уралу Геннадий Коковкин уже ждал на перроне. Подготовленный Урал вахтовка с движком от Краза и багажником на крыше стоял в тридцати метрах от вагона.

Машина порадовала - нам предстояло проехать через Урал более 200 км в течении двенадцати часов. В кунге помимо внутреннего грузового отсека были установлены комфортабельные сиденья с самолета, и четыре койко места.

a353278eda05.jpg

ffb5ce1fc5c7.jpg

937126e8edb2.jpg

303cd422d0dd.jpg

Лихо форсировали реку Кожим.

87969c14abb8.jpg

791683cf0d03.jpg

3e808684c9c2.jpg

Шли по графику. Меньше остановок - больше шансов попасть на место заброски засветло.

Большинство участников обладая повышенным чувством благородства добровольно отказались от употребления холодного пива перед поездкой.

Поддавшиеся искушению стойко культивировали в себе мужество, и после плановой остановки напоминали известную сцену из фильма "Особенности национальной рыбалки".

e882a7af9899.jpg

5481b38cb794.jpg

5f46a670ec6c.jpg

1221d476cb00.jpg

640d4eaa9691.jpg

e50e9b89bad4.jpg

a516db10a560.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Двигались медленно, но уверенно...

345dcee539d3.jpg

1d36e0415ab3.jpg

a3bca70dec80.jpg

Вообще за время заброски прошли три перевала с отметкой более 1000 метров. Александр - наш водитель оказался истинным асом виртоуозно владеющим ситуацией и тяжелой машиной.

Самым экстремальным оказался финишный спуск в долину Народы - с отметки 1028 метров за двадцать минут машина оказалась на отметке чуть более 700 метров.

Сам спуск проходил по узкому косогору с уклоном более 30 градусов. При этом, ширина косогора не более десяти метров, справа и слева - практически отвесный склон.

e123be0176b5.jpg

Приехав на место заброски точно по графику быстро разбили лагерь и отдали должное Коковкину Геннадию и водителю Александру. Мужики действительно знают свое дело.

Утром, проводив Александра обратно приступили к сборке катамаранов.

f8ff04382fe8.jpg

605d218a3190.jpg

903e41b2fc18.jpg

5b467bff9ee3.jpg

797ac4f69bb1.jpg

29f9214b5839.jpg

Жесткий трах начался с самого начала. Минимальная глубина реки, продолжительные мелкие шивера и обширные разбои не оставляли шансов для передвижения на веслах.

Экстремально низкий уровень воды и тяжелые каты предоставили всем участникам прекрасный шанс для улучшения своей физической формы и ознакомления с группами мышц тела, о которых раньше не имели никакого представления.

4ce2740cc01b.jpg

cb27ab9ff47d.jpg

da905ae36444.jpg

191a1bda673d.jpg

7dcc727f48c1.jpg

a11405cb1087.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Эх, как попали вы в воду то маленькую...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первый день каты тащили на себе с очень редкими короткими прогонами на веслах.

9fde2f1d8f0b.jpg

c58eb56f530e.jpg

5b3464e1178f.jpg

3c0ea898201c.jpg

561f756c97ed.jpg

96eff95cfc0c.jpg

От тяжелых физических нагрузок есть хотелось просто невыразимо. И самые голодные взяли в руки спиннинги.

a882066218fe.jpg

И результат не заставил себя ждать.

284ee4b248f1.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

перед поездкой нельзя про уровень узнать? Хоть осадки отследить или позвонить??

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

К вечеру натрахавшись от души и пройдя в буквальном смысле этого слова 8 км поставили лагерь на берегу короткого 100-метрового прогона, который предполагал наличие вкусного ужина пока еще плавающего в ледяной воде Народы.

a40ab8691753.jpg

55c0881cabe1.jpg

d867273838fa.jpg

8c1c61bf1ad0.jpg

Изъяв у природы по хариусу на нос и наделав вкусняги обсудили прошедший день:

Рыбалка была отменной. средний размер хариуса от 600 до 900 грамм.

Вода была низкой, что предвещало нелегкий следующий день....

0fb511827006.jpg

29443d70fec7.jpg

810b711c7d88.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Классный отдых и фотки супер!!! Ждем продолжения!!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Горная часть реки Народа крайне непопулярна среди коммерсантов осуществляющих заброску на вертолетах на реки Восточного склона Урала.

Причин этому несколько - очень сложное прохождение реки и наличие длинного отвесного каньона с несколькими порогами.

До каньона мы шли с легкими элементами экстрима. Первый порог не доходя до каньона Москвичи на Иркуте прошли не совсем технично, - низкая вода сделала невозможным его прохождение без неминуемой насадки на валун торчащий по середине бурлящего потока шириной не более пяти метров.

Опытный Виктор пытался пройти его по феншую -насадившись краем баллона на валун.

Но масса ката и неопытность остальных сплавщиков предоставили экипажу прекрасную возможность насадить кат на валун под углом в 45 градусов, и испытать замечательные ощущения от получасового стаскивания ката.

Приняв во внимание печальный опыт и осмотрев порог мы провели кат на бечеве, - громадный турист 4 не оставлял шансов на прохождение.

52315ef3a175.jpg

c10857557b0d.jpg

126d5f3e00a5.jpg

14d184dadf1e.jpg

d5646b3ac295.jpg

3aeca0d3d19d.jpg

303a33ce63c5.jpg

ff43438a2244.jpg

9aea99c4e909.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На второй, день законы Мерфи доказали свою монументальность. Самый тяжелый член нашего экипажа не успел выдернуть ногу и получил легкую дозу адреналина и болевых ощущений от ноги зажатой между катом и валуном.

342845ea93fe.jpg

Благодаря наличию двух врачей среди участников пострадавшему была оказана первая медицинская помощь.

a3e5b3bc8706.jpg

06481fc3401e.jpg

50f18d9fb282.jpg

62cab6595d6b.jpg

7f891ff2358e.jpg

e1ef0bb801bd.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Перед входом в каньон были сделаны следующие обнадеживающие выводы:

1. Флагманский кат Турист -4 с общим весом порядка 950 кг и негабаритными размерами пригоден для достаточно сложных сплавов так же, как и бетонная плита на салазках весом в тонну для установки Олимпийского рекорда на бобслейной трассе.

Стремящуюся к нулю управляемость органично нивелировал оптимизм и неиссякаемая бодрость духа экипажа.

2. Иркут-4 весом в полтонны имел чуть больше шансов на прохождение.

3. По карте прослеживались места возможные для береговой проводки на сложных участках.

Так, что вечером, несмотря ни на что организатор был доволен.

b5c07a816e19.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Утром пошли в каньон. Особых сложностей не наблюдалось до первого порога, который "легкий" Иркут-4 пытался пройти технически красиво.

Резонным результатом прохода был удар о скалу, катапультирование капитана в воду и последующая настройка перекошенной рамы катамарана.

Дойдя до порога и получив порцию эмоций от Московской команды я обладая скудными познаниями в физике предположил, что при одинаковой скорости течения и в двое большей массе наш кат при неминуемом попадании в скалу произведет гораздо больший эффект чем легкий и юркий Иркут.

Посему мой кат получивший еще в прошлом году гордое имя "Бесстрашный" технически "красиво" был проведен на чалке с берега.

К слову сказать после этого порога пыл Московской команды по технически красивым прохождениям сложных участков очень сильно поутих, что к вечеру сыграло весьма положительную роль.

После предварительного осмотра левого поворота с боковым правым прижимом было выявлено:

-Ширина прохода не более 4 метров.

- Струя идет под скалу.

- Струя входит точно в выступающий на полтора метра от скалы утес.

- В паре десятков метров после утеса на скале прибита памятная табличка

Это место оба ката провели на веревках и отшвартовавшись в прекрасной тихой и глубокой лагуне поставили лагерь.

К слову сказать на этом месте уже был лагерь - место действительно очень живописное, с отменной рыбалкой в затишке шириной пятнадцать и длиной метров 70.

b6a168bfb76d.jpg

3702c6af692f.jpg

eac9cbf64e9c.jpg

238fcc67219d.jpg

4e8c897b32e7.jpg

f5f258277519.jpg

a44fb96c3564.jpg

2d94f8557aca.jpg

3cdf122d4e67.jpg

f3951d23d736.jpg

0ac8d315c5c3.jpg

d3361b7c4031.jpg

b8cab5e522ef.jpg

f467165008f7.jpg

466c3da1ba57.jpg

Edited by fzs600
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наготовив вкусняги из хариуса и грибов и употребив положенную ежедневную наркомовскую пайку в 250 грамм члены команды занялись свои делом:

Кто-то изощрялся в ловле хариуса клевавшего на каждом втором забросе.

Кто -то лежал и думал о вечном.

Дежурные мыли посуду.

Я сидел в кресле и покуривая сигаретку втыкал на прекрасные виды.

И тут, метрах в пятидесяти ниже по течению я увидел здорового мишку бодро спускающегося по распадку прямо к воде.

Дойдя до берега мих встал на задние лапы и оценив ситуацию направился по противоположному берегу в сторону лагеря.

На мой призыв "Виктор медведь, ружье" Витя в возрасте 55 лет добежал пятидесятиметровку с берега до лагеря по камням в пару раз быстрее Олимпийского чемпиона по бегу Бена Джонсона.

Мих тем временем деловито подошел к реке и пошел в воду.

Настроение улучшилось.

Первый выстрел выдернул миха из воды на берег.

Покрутив недовольно башней он снова полез в воду.

Второй выстрел - и мохнатый снова вылез на берег.

Его поху..зм начинал настораживать. Крупный самец не особо боящийся 12 калибра, с желанием побывать в лагере и ширина реки в десять-пятнадцать метров делали ситуацию несколько забавной.

Посидев пару минут на берегу мих снова пошел в воду.

Третий выстрел - снова на берег и отойдя от берега метров на пять мих нагло расположился на камне.

Четвертый и пятый выстрел из ружья с последующим пусканием в сторону медведя красного сигнала охотника возымели свое дело - зверек бодро смылся в распадке уходящим на вершину скалы над лагерем.

711012d5ecf6.jpg

733831287336.jpg

7a03513f9ddf.jpg

9865b2fdcede.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лохматый конечно внес определенную изюминку в тот вечер.

До начала шухера я успел снять небольшую видюшку:

Наглость мишки не оставила сомнений в необходимости постановки дежурных на ночь.

Ночь разбили на вахты, дежурных снабдили 12-м калибром заряженным поочередно дробь-пуля-картечь, пуля,картечь. Фальшфейером и кучей дров для трех костров по сторонам лагеря.

Подъем прозвучал в полшестого утра.

Мих просидевший на горе и пришедший к выводу, что его заметили исключительно по его тупости при заходе с подветренной стороны решил повторить попытку спустившись по другому распадку с наветренной стороны.

Три выстрела и снова неудачная попытка.

В то утро все собрались и покинули место стоянки необычно быстро и собрано....

f67c101cb66a.jpg

17021d5e717c.jpg

d9f94aeb2705.jpg

a91c2fde0f20.jpg

078f5cf8cd7e.jpg

7f470529f05c.jpg

f6002cd9268e.jpg

a93ed358122f.jpg

3e9b62db4068.jpg

e85977481c27.jpg

Edited by fzs600
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слов нет!!!В Мемориз!! Это мечта последних 2-х лет,пока,к сожалению,несбыточная...:(

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Потихоньку ловили харюза...

8cf8e9ebf4d8.jpg

e53164eded35.jpg

f26a5aee663f.jpg

1f74db28f4ce.jpg

82e984a0fc9d.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Немного видюх по сплаву:

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самый сложный участок начиная от места заброски и кончая каньоном прошли без особых приключений и потерь.

Оптимистичная статистика:

-Одна поврежденная нога

-Два катапультирования в воду

-Сломанный бушприт на Иркут-4

-Два небольших разрыва шкуры по шву на Иркут-4

-Перетяжка рамы на Иркут-4[/url]

На стоянке все занялись нужными делами....

ace23fad83c6.jpg

7639c91183a0.jpg

6431709d1bb3.jpg

Edited by fzs600
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Итоги сплава по верховьям Народы (до Балашовской избы):

1. Река однозначно третьей категории, технически сложная.

2. На тяжелых катах соваться следует обладая неисчислимым зарядом оптимизма и неплохой физической подготовкой.

3. Опасные места - только проводка с берега.

4. Мест для стоянок много.

5. При малой воде большое количество пешеходной части и протаскивания катамаранов ( в большую воду - река чисто для спортсменов на специально подготовленных катах).

8247652a65bc.jpg

48a9060c8b4f.jpg

9451555ed8b8.jpg

2ba5b5de0d72.jpg

65d62a85b58c.jpg

292b8edfbf01.jpg

1db34dd1514b.jpg

3e8fe3fa0786.jpg

3684382799f9.jpg

11cd627ca910.jpg

fb0137c21d3f.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Обалденно!!!!

Огромное спасибо!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Обалденно!!!!

Огромное спасибо!

Да не за что. После обеда продолжу...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет слов! Очень красиво! Особенно хариусы

Ждем продолжения

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прошли Балашовскую избу. В небе встретили вертолет везущий партию рыбаков к месту высадки возле избы.

После Балашовской избы река приняла плавный характер величаво протекая по широкой, красивой долине.

8b2c7fd90eb3.jpg

По дороге на плесе нашли выброшенную водой, или оставленную рыбаками жесткий кофр - Базуку.

c2d787d3b32b.jpg

6c4b90fcc067.jpg

a55712f83e75.jpg

Путешествие продолжалось привычным, размеренным темпом...

f955bfe6a6d2.jpg

ad793ac352c9.jpg

b283d33c0017.jpg

4029bd3fae91.jpg

1e6e3513d5c6.jpg

Edited by fzs600
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Крутяк!!! Нет слов!!!

Блин,на будущий год - обязательно!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Низовья Народы пролетели быстро. Последние 35 км шли под моторами, совершенно не заморачиваясь по рыбалке.

5fc3b8d8137c.jpg

a54ada055fc9.jpg

39d95181aa70.jpg

867b91c1cb0e.jpg

1e4d0f27b76b.jpg

2cf0dd9d1581.jpg

Надо сказать, что запуск моторов произвел на всех участников неизгладимое впечатление. Тела измученные бесконечными перетаскиваниями, снятием катамаранов с камней и вечной греблей взывали о пощаде.

4666e3da011f.jpg

Выйдя на Манью быстренько проскочили скучнейшие низовья этой весьма грязной реки и выйдя на Хулгу встали в километре ниже деревни Ясунт.

8c3eda2a1190.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Утром придя под дождем в Саранпауль отправились по магазинам и на заправку. Надо сказать, что с бензом нам конкретно повезло - его привезли только за день до нашего прихода, а до этого баржи стояли в 40 км ниже по течению и не могли подняться из-за аномально низкого уровня.

Быстренько решив все вопросы в Саранпауле и встретившись с местной знаменитостью - Усиком двинулись дальше вниз по Ляпину.

a958b74d03a3.jpg

e58f5556543e.jpg

fa89c51d6b16.jpg

51e2ccc4e61c.jpg

2bff87811649.jpg

e553ada0078f.jpg

e4ec59dfe7c7.jpg

d19a19560fa6.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.